Лопе де Вега - читать далее ⪼
В дороге и в тюрьме всегда рождается дружба и ярче проявляются способности человека.

Во все времена земля была человеку родной матерью, а вода злою мачехой.

Недаром ярость и благоразумие изображают в образе юнца и старика. Юнец готов руками выдернуть хвост у дикого коня и падает, поверженный на землю. А старец не спеша, по волоску, лошадке хвост укоротит.

Поверьте, признак мудреца — великодушное забвенье.

Раздражению неведомы полутона.

Есть люди, которые не могут полюбить, прежде чем их не оскорбили, и то, что у других вызывает отвращение, только разжигает их страсть.
Александр Куприн - читать далее ⪼
Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!

Как много счастья может заключаться в простой возможности идти, куда хочешь.

Недаром, видно, кто-то сказал, что разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней.

Ведь слава часто приходит не от труда, а от счастливого случая.

Не лезь на смерть, пока тебя не позовут.

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
Александр Грин - читать далее ⪼
Крысам <…> благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. Тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. Они крадут и продают с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. Они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружаясь роскошью, едят и пьют довольно и имеют всё в изобилии.

•Я честно исполнил свои обязательства горожанина перед целебным ликом природы. Я гонялся за бабочками. Я шевелил палочкой навозного жука и сердил его этим до обморока. Я бросал чёрных муравьев к рыжим и кровожадно смотрел, как рыжие разгрызали чёрных. Я ел дикую редьку, щавель, ягоды, молодые побеги ёлок, как это делают мальчишки, единственное племя, ещё сохранившее в обиходе различные странные меню, от которых с неудовольствием отворачивается гурман.

Будильники — это палачи счастья.

Настоящий искатель приключений <…> отличается от банально любопытного человека тем, что каждое неясное положение исчерпывается им до конца.

У вещей есть инстинкт, отлично помогающий им падать, например, так, что поднять их страшно мешает какой-нибудь посторонний предмет.

Отважный скептик грандиознее самого пышного идеалиста.
Оноре де Бальзак - читать далее ⪼
Любовь — это удивительный фальшивомонетчик, постоянно превращающий не только медяки в золото, но нередко и золото в медяки.

Общество атеистов тут же изобретет религию.

Там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством.

Отсутствие вкуса — один из тех изъянов, которые неотделимы от ханженства.

Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.

Чем преступнее доходы, тем они больше.

Сделать из любовника мужа так же трудно, как из мужа любовника.
Жак Лабрюйера - читать далее ⪼
Жизнь — трагедия для тех, кто живет чувствами, и комедия для тех, кто живет умом.

Стараться забыть кого-то — значит все время о нем помнить. Любовь тем похожа на укоры совести, что размышления и воспоминания лишь укрепляют ее.

Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он — лишний.

В жизни нередки случаи, когда женщина изо всех сил скрывает страсть, которую испытывает к мужчине, в то время как он так же прилежно разыгрывает любовь, которой вовсе к ней не чувствует.

В разглашении тайны всегда повинен тот, кто доверил ее другому.

Склонность к осмеиванию говорит порой о скудости ума.
Вальтер Скотт - читать далее ⪼
Длинные языки сеют вражду между соседями и между народами.

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли.

Золото убило больше душ, чем железо — тел.

Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа.

Мы лепим своих кумиров из снега и плачем, когда они тают.

Невежество и суеверие — вот единственные истинные несчастья.

Замок Смальгольм, или Иванов вечер

До рассвета поднявшись, коня оседлал
Знаменитый Смальгольмский барон;
И без отдыха гнал, меж утесов и скал,
Он коня, торопясь в Бротерстон

Не с могучим Боклю совокупно спешил
На военное дело барон;
Не в кровавом бою переведаться мнил
За Шотландию с Англией он;

Но в железной броне он сидит на коне;
Наточил он свой меч боевой;
И покрыт он щитом; и топор за седлом
Укреплен двадцатифунтовой.

Через три дни домой возвратился барон,
Отуманен и бледен лицом;
Через силу и конь, опенен, запылен,
Под тяжелым ступал седоком.

Анкрамморския битвы барон не видал,
Где потоками кровь их лилась,
Где на Эверса грозно Боклю напирал,
Где за родину бился Дуглас;

Но железный шелом был иссечен на нем,
Был изрублен и панцирь и щит,
Был недавнею кровью топор за седлом,
Но не английской кровью покрыт.

Соскочив у часовни с коня за стеной,
Притаяся в кустах, он стоял;
И три раза он свистнул — и паж молодой
На условленный свист прибежал.

«Подойди, мой малютка, мой паж молодой,
И присядь на колена мои;
Ты младенец, но ты откровенен душой,
И слова непритворны твои.

Я в отлучке был три дни, мой паж молодой;
Мне теперь ты всю правду скажи:
Что заметил? Что было с твоей госпожой?
И кто был у твоей госпожи?»

«Госпожа по ночам к отдаленным скалам,
Где маяк, приходила тайком
(Ведь огни по горам зажжены, чтоб врагам
Не прокрасться во мраке ночном).

И на первую ночь непогода была,
И без умолку филин кричал;
И она в непогоду ночную пошла
На вершину пустынную скал.

Тихомолком подкрался я к ней в темноте;
И сидела одна — я узрел;
Не стоял часовой на пустой высоте;
Одиноко маяк пламенел.

На другую же ночь — я за ней по следам
На вершину опять побежал, —
О творец, у огня одинокого там
Мне неведомый рыцарь стоял.

Подпершися мечом, он стоял пред огнем,
И беседовал долго он с ней;
Но под шумным дождем, но при ветре ночном
Я расслушать не мог их речей.

И последняя ночь безненастна была,
И порывистый ветер молчал;
И к мая́ку она на свиданье пошла;
У мая́ка уж рыцарь стоял.

И сказала (я слышал): „В полуночный час,
Перед светлым Ивановым днем,
Приходи ты; мой муж не опасен для нас;
Он теперь на свиданье ином;

Он с могучим Боклю ополчился теперь;
Он в сраженье забыл про меня —
И тайком отопру я для милого дверь
Накануне Иванова дня“.

„Я не властен прийти, я не должен прийти,
Я не смею прийти (был ответ);
Пред Ивановым днем одиноким путем
Я пойду… мне товарища нет“.

„О, сомнение прочь! безмятежная ночь
Пред великим Ивановым днем
И тиха и темна, и свиданьям она
Благосклонна в молчанье своем.

Я собак привяжу, часовых уложу,
Я крыльцо пересыплю травой,
И в приюте моем, пред Ивановым днем,
Безопасен ты будешь со мной“.

„Пусть собака молчит, часовой не трубит,
И трава не слышна под ногой, —
Но священник есть там; он не спит по ночам;
Он приход мой узнает ночной“.

„Он уйдет к той поре: в монастырь на горе
Панихиду он позван служить:
Кто-то был умерщвлен; по душе его он
Будет три дни поминки творить“.

Он нахмурясь глядел, он как мертвый бледнел,
Он ужасен стоял при огне.
„Пусть о том, кто убит, он поминки творит:
То, быть может, поминки по мне.

Но полуночный час благосклонен для нас:
Я приду под защитою мглы“.
Он сказал… и она… я смотрю… уж одна
У мая́ка пустынной скалы».

И Смальгольмский барон, поражен, раздражен,
И кипел, и горел, и сверкал.
«Но скажи наконец, кто ночной сей пришлец?
Он, клянусь небесами, пропал!»

«Показалося мне при блестящем огне:
Был шелом с соколиным пером,
И палаш боевой на цепи золотой,
Три звезды на щите голубом».

«Нет, мой паж молодой, ты обманут мечтой;
Сей полуночный мрачный пришлец
Был не властен прийти: он убит на пути;
Он в могилу зарыт, он мертвец».

«Нет! не чудилось мне; я стоял при огне,
И увидел, услышал я сам,
Как его обняла, как его назвала:
То был рыцарь Ричард Кольдингам».

И Смальгольмский барон, изумлен, поражен,
И хладел, и бледнел, и дрожал.
«Нет! в могиле покой; он лежит под землей,
Ты неправду мне, паж мой, сказал.

Где бежит и шумит меж утесами Твид,
Где подъемлется мрачный Эльдон,
Уж три ночи, как там твой Ричард Кольдингам
Потаенным врагом умерщвлен.

Нет! сверканье огня ослепило твой взгляд;
Оглушен был ты бурей ночной;
Уж три ночи, три дня, как поминки творят
Чернецы за его упокой».

Он идет в ворота, он уже на крыльце,
Он взошел по крутым ступеням
На площадку, и видит: с печалью в лице,
Одиноко-унылая, там

Молодая жена — и тиха, и бледна,
И в мечтании грустном глядит
На поля, небеса, на Мертонски леса,
На прозрачно бегущую Твид.

«Я с тобою опять, молодая жена». —
«В добрый час, благородный барон.
Что расскажешь ты мне? Решена ли война?
Поразил ли Боклю иль сражен?»

«Англичанин разбит; англичанин бежит
С Анкрамморских кровавых полей;
И Боклю наблюдать мне маяк мой велит
И беречься недобрых гостей».

При ответе таком изменилась лицом
И ни слова… ни слова и он;
И пошла в свой покой с наклоненной главой,
И за нею суровый барон.

Ночь покойна была, но заснуть не дала.
Он вздыхал, он с собой говорил:
«Не пробудится он; не подымется он;
Мертвецы не встают из могил».

Уж заря занялась; был таинственный час
Меж рассветом и утренней тьмой;
И глубоким он сном пред Ивановым днем
Вдруг заснул близ жены молодой.

Не спалося лишь ей, не смыкала очей…
И бродящим, открытым очам,
При лампадном огне, в шишаке и броне
Вдруг явился Ричард Кольдингам.

«Воротись, удалися», — она говорит.
«Я к свиданью тобой приглашен;
Мне известно, кто здесь, неожиданный, спит, —
Не страшись, не услышит нас он.

Я во мраке ночном потаенным врагом
На дороге изменой убит;
Уж три ночи, три дня, как монахи меня
Поминают — и труп мой зарыт.

Он с тобой, он с тобой, сей убийца ночной!
И ужасный теперь ему сон!
И надолго во мгле на пустынной скале,
Где маяк, я бродить осужден;

Где видалися мы под защитою тьмы;
Там скитаюсь теперь мертвецом;
И сюда с высоты не сошел бы… но ты
Заклинала Ивановым днем».

Содрогнулась она и, смятенья полна,
Вопросила: "Но что же с тобой?
Дай один мне ответ — ты спасен ли иль нет?..
Он печально потряс головой.

«Выкупается кровью пролитая кровь, —
То убийце скажи моему.
Беззаконную небо карает любовь, —
Ты сама будь свидетель тому».

Он тяжелою шуйцей коснулся стола;
Ей десницею руку пожал —
И десница как острое пламя была,
И по членам огонь пробежал.

И печать роковая в столе вожжена:
Отразилися пальцы на нем;
На руке ж — но таинственно руку она
Закрывала с тех пор полотном.

Есть монахиня в древних Драйбургских стенах:
И грустна и на свет не глядит;
Есть в Мельрозской обители мрачный монах:
И дичится людей и молчит.

Сей монах молчаливый и мрачный — кто он?
Та монахиня — кто же она?
То убийца, суровый Смальгольмский барон;
То его молодая жена.

(перевод Василия Жуковского)
Наполеон Бонапарт - читать далее ⪼
Любовь для праздного человека — занятие, для воина — развлечение, для государя — подводный камень.

Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.

Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима.

В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.

В России нет дорог — только направления.

После победы нет врагов — все люди!

Я не думаю, что Франция когда-либо знала лучший порядок, нежели тот, каковой был при мне.

Лидер – это торговец надеждой.

Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники.

От великого до смешного один шаг.

Пишите коротко и неясно.

Слава изнашивается.

Начинаем повсюду и потом посмотрим.
Владимир Сергеевич Соловьёв - читать далее ⪼
Смертная казнь есть убийство как таковое, абсолютное убийство, то есть принципиальное отрицание коренного нравственного отношения к человеку.

Перед высшей Божьей правдой всякая своя самодельная правда есть ложь, а попытка навязать эту ложь другим есть преступление.
]
Внутренний грех самообоготворения может быть искуплен только внутренним, нравственным подвигом самоотречения.

Обладание истиной не может составлять привилегии народа так же, как оно не может быть привилегией отдельной личности.

Все есть одно — это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение.

Взгляни, как ширь небес прозрачна и бледна,
Как тянутся лучи в саду полураздетом...
О, что за чудный час меж сумраком и светом,
Что за святая тишина!
Прислушайся, вглядись... безмолвие и лень!..
Не кажется ль тебе, что мир уж не проснется,
Что солнце из-за туч вовек не вознесется
И что настал последний день?

ПАРОДИИ НА РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ
1

Горизонты вертикальные
В шоколадных небесах,
Как мечты полузеркальные
В лавровишенных лесах.

Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащий
Гиацинтовый пегас.

Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши в вянущих ушах.
2

Над зеленым холмом,
Над холмом зеленым,
Нам влюбленным вдвоем,
Нам вдвоем влюбленным
Светит в полдень звезда,
Она в полдень светит,
Хоть никто никогда
Той звезды не заметит.
Но волнистый туман,
Но туман волнистый,
Из лучистых он стран,
Из страны лучистой,
Он скользит между туч,
Над сухой волною,
Неподвижно летуч
И с двойной луною.
3

На небесах горят паникадила,
А снизу — тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!

Но не дразни гиену подозренья,
Мышей тоски!
Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!

И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь.

Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама,
Пусть в небесах горят паникадила, —
В могиле — тьма.

Лето — осень 1895
Томас Манн - читать далее ⪼
Искусство — самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству.

Театр превращает толпу в народ.

Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен.

Во имя добра и любви человек не должен позволить смерти овладеть его мыслями.

Наш страх — это источник храбрости для наших врагов.

Когда надежды сбываются, всё лучшее остается позади.

Кто поощряет порок, тот оскорбляет тем самым добродетель.

Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения.
Уильям Блейк - читать далее ⪼
Вечность влюблена в творения времени.

Легче простить врага, чем друга.

Глупый и мудрый, глядя на одно и то же дерево, видят разные деревья.

Червяк, разрезанный плугом, прощает плугу.

Высший поступок — поставить другого впереди себя.

Исполнение — колесница, везущая гения.

Энергия — вот вечное наслаждение.

ИГРА В ЖМУРКИ

На девах снежные меха
И лал под носом пастуха –
Вот вестники зимы студеной.
Где ты, очаг мой раскаленный?
Все, что горит, в очаг вали –
А напоследок дуб спили!..

Скамьи образовали круг;
Расселись гости – с дружкой друг;

Вкатили в дом бочонок с элем…
Красавицы уже под хмелем,
И Долли Роджера язвит,
Но Роджер сам не лыком шит:
Скамью он вышиб из-под Долли,
И Долли, застонав от боли,
На Дика, встав с земли, глядит,
Но ведь и Дик не лыком шит…

Тут скамьи в угол сгромоздили
И в жмурки поиграть решили.
= Пусть водит Вилл! Конечно, да!
Эй, Дженни, дай платок сюда.

Игра – серьезное занятье.
Мег Сэма к Виллу шлет в объятья.

Расставил руки Вилл, но Сэм
Подсел – как нет его совсем!
= Эй! Недотепа Вилл! Но Китти
Попалась и кричит: «Пустите!»

Вилл от платка освобожден,
Уж не актер, а зритель он.

Ну, Китти! Вот он, Роджер, вот же!
Лови его, не то уйдет же!
Платок у Китти Роджер хвать
И повязал, что все видать.
Все видя, Сэма он хватает,
Но Сэм, озлясь, врага толкает,
Бежит, спасаясь, наутек
И Пегготи сбивает с ног.

Ах, сильно как она убилась!
Все из-за Роджера случилось,
Что подсмотрел из-под платка!
Расправа будет коротка.

За плутовское прегрешенье
Поклоны бей во осужденье.
Поклоны отбивает он,
А Китти говорит канон,
Платок на нем скрепляя сзади.
Но Дик меж тем сидит в засаде.
Пусть он споткнется об меня!
Он зверь, я буду западня.

Но кара никогда не впору:
От недобора к перебору,
Не средняя величина!
В кровь голова рассечена
У Роджера; столбом, фонтаном
Кровь хлещет, как на поле бранном.

Дик спохватился. Милый друг,
Как исцелить мне твой недуг?
А Китти приложить бутылку
Спешит уже к его затылку.

Играя, мы должны решить,
Как с нарушителями быть.
Так общество во время оно
С собой справлялось без закона.

Но воля начала наглеть –
Закон понадобился впредь.

Чтоб каждый шел своей дорогой,
Блюсти закон должны мы строго.

(с английского, А.В.)
Герман Гессе - читать далее ⪼
Кто подлинно ищет, подлинно желает найти, тот не может принять никакого учения. Тот же, кто нашел, может одобрить любое, да-да, любое учение, любой путь, любую цель.

Каждый человек считает страдания, выпавшие на его долю, величайшими.

Чем выше образованность человека, чем большими прерогативами он пользовался, тем больше должны быть приносимые им в случае нужды жертвы.

Сочинение плохих стихов делает человека намного счастливее, чем чтение самых распрекрасных стихотворений.

Счастье не имеет ничего общего ни с разумом, ни с этикой, оно в самой сущности своей — нечто магическое, принадлежащее архаическим, юношеским ступеням человечества.

Жить полной жизнью можно лишь ценой своего «я».

ДРУЗЬЯМ В ТЯЖКИЕ ВРЕМЕНА

Пусть судьба ко мне все строже —
Забывать меня не надо!
В хмурый день или погожий –
Все равно мне жизнь отрада.

Небо может в день единый
Проясниться, омрачиться.
Что нам ни сулит судьбина,
Радостно умей смириться.

Счастье ходит тайным шагом.
Как понять его причуды?
Впредь покажется нам благом
Даже нынешнее худо.

Боги губят лишь тупицу,
Всем иным дают награду:
Все, что в жизни ни случится,
Просветлить душой им надо.

Лишь на той ступени высшей
Удостоимся покоя,
Где мы, отчий зов услышав,
Видим небо пред собою.

Перевод Грейнема Ратгауза
Александр Блок - читать далее ⪼
Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Ненависть чувство благородное. Потому что она вырастает из пепла сгоревшей любви.

+

Всё это было, было, было,
Свершился дней круговорот.
Какая ложь, какая сила
Тебя, прошедшее, вернет?
В час утра, чистый и хрустальный,
У стен Московского Кремля,
Восторг души первоначальный
Вернет ли мне моя земля?
Иль в ночь на Пасху, над Невою,
Под ветром, в стужу, в ледоход —
Старуха нищая клюкою
Мой труп спокойный шевельнет?
Иль на возлюбленной поляне
Под шелест осени седой
Мне тело в дождевом тумане
Расклюет коршун молодой?
Иль просто в час тоски беззвездной,
В каких-то четырех стенах,
С необходимостью железной
Усну на белых простынях?
И в новой жизни, непохожей,
Забуду прежнюю мечту,
И буду так же помнить дожей,
Как нынче помню Калиту?
Но верю — не пройдет бесследно
Всё, что так страстно я любил,
Весь трепет этой жизни бедной,
Весь этот непонятный пыл!

1909 г.
Илья Репин - читать далее ⪼
Сегодня 180 лет со дня рождения Ильи Репина.

Чтобы художнику создать хорошее, надо глядеть только на великое.

Нyжнa ocoбaя пoдгoтoвкa, ocoбoe вocпитaниe, чтoбы пoнимaть иcкyccтвo дpyгoй нapoднocти.

Вкycы к иcкyccтвaм дo тaкoй cтeпeни индивидyaльны, чтo ни пoд кaкиe зaкoны, вepoятнo, иx пoдвecти нельзя, и o ниx дaвнo yжe нe cпopят.

Портрет должен быть картиной и характеристикой лица.

Скoлькo бы xyдoжник ни прилoжил ycилий, кaкoгo бы cxoдcтвa oн ни дoбилcя, пopтpeтoм никoгдa нe бyдyт дoвoльны впoлнe.

В январе 1864 года я поступил в Академию художеств, но рисунки свои после академических экзаменов приносил Крамскому; меня очень интересовали его мнения и замечания. Меткостью своих суждений он меня всегда поражал. Особенно удивляло меня, как это, не сравнивая с оригиналом, он совершенно верно указывал мне малейшие пропуски и недостатки. <…> А вот ведь академические профессора-то, наши старички, сколько раз подходили, подолгу смотрели, даже карандашом что-то проводили по моим контурам, а этих ошибок не заметили; а ведь как это важно: совсем другой строй головы полу¬чается. Мало-помалу я потерял к ним доверие, интересовался только замечаниями Крамского и слушал только его.
Антуан де Сент-Экзюпери - читать далее ⪼
Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что́ ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами.

Нельзя сидеть на месте — вдруг где-то рядом оазис?

Узнать можно только те вещи, которые приручишь.

Искушение — это соблазн уступить доводам Разума, когда спит Дух.

Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участия? Чтобы быть, я должен участвовать.

Ты весь в твоём действии. Твоё действие — это ты. Больше тебя нет нигде.

Жить — значит медленно рождаться.
Фазиль Искандер - читать далее ⪼
Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один.

Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает как начало возмездия.

Мудрость — это ум, настоянный на совести.

Чувство юмора — это то понимание жизни, которое появляется у человека, подошедшего к краю бездонной пропасти, осторожно заглянувшего туда и тихонечко идущего обратно.

Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает.

Идеологизированный человек при всей своей амбициозности перестаёт быть личностью ровно настолько, насколько он идеологизирован.

Современную прозу возглавили женщины, пишущие детективы. Это несерьезно. Они ведут себя с читателями, как с мужьями: им важнее не понять его, а создать ему настроение.

Вся Россия — пьющий Гамлет.
Винсент ван Гог - читать далее ⪼
Жизнь без любви я считаю греховным и безнравственным состоянием.

Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов — они ведь всегда правы?

О Боге нельзя судить по созданному им миру: это всего лишь неудачный этюд.

Любопытно всё-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам — поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым. Всё это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та её половина, которая заканчивается смертью.

Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак — не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения.

Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.

Разве мы не ищем скорее напряженности мысли, нежели уравновешенности мазка?
Владимир Высоцкий - читать далее ⪼
Когда люди причиняют боль тебе снова и снова, то думай о них как о наждачной бумаге. Они могут задевать тебя и немного ранить, но, в конце концов, ты будешь отполирован до идеального состояния, а от них не будет никакого толка.

После достижения поставленной цели не стоит долго почивать на лаврах: выходим из зоны комфорта и вперед, к новым вершинам.
*
Так случилось — мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон —
Растворились в дорожной пыли.

Вытекают из колоса зерна —
Эти слезы несжатых полей.
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.

Мы вас ждем — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Мы в высоких живем теремах,
Входа нет никому в эти зданья —
Одиночество и ожиданье
Вместо вас поселилось в домах.

Потеряла и свежесть и прелесть
Белизна неодетых рубах,
Даже старые песни приелись
И навязли в зубах.

Мы вас ждем — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Все единою болью болит,
И звучит с каждым днем непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.

Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых, — любых.
Только б не пустота похоронных
И предчувствие их.

Мы вас ждем — торопите коней!
В добрый час, в добрый час, в добрый час!
Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины.
А потом возвращайтесь скорей!
Ивы плачут по вас,
И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.
Василий Шукшин - читать далее ⪼
Хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.

А загадочных сперва уважают, а потом уже любят или презирают, смотря по тому, чем обернётся эта загадочность.

Патриарх литературы русской — Лев Толстой. Это — Казбек или что там? — самое высокое. В общем, отец. Пушкин — сын, Лермонтов — внучек, Белинский, Некрасов, Добролюбов, Чернышевский — племянники. Есенин — незаконнорожденный сын. Все, что дальше, — воришки, которые залезли в графский сад за яблоками. Их поймали, высекли, и они стали петь в хоре — на клиросе.

На надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.
Княгиня Ольга - читать далее ⪼

В Цареграде ей говорил чернец:
«Недостойная, пропади и сгинь!»
А она в ответ: «Как любви конец,
Так и нет у нас никаких святынь!»

«Слишком много Русь натерпеласаь зла
От погибели все одной любви!» -
«Как любовь была, так рука бела,
А как нет любви, по плечо в крови!»

«Уж по всей Руси на тебя мятеж,
Кто безумную за разор простит?» -
«Как была любовь, так и знала стыд,
А как нет любви, так и совесть где ж?»

«Знать, не так душа у тебя болит,
Что красивые говоришь слова!
Придержи язык да припомни стыд –
Я скажу тебе где любовь жива»

В келье инока прокопчен очаг,
Слова нового непонятен вкус:
«Ты заутра крест на своих плечах
Понести должна на хмельную Русь!»

Чуть не за полночь уплыла вдова,
Уплыла вдова, молода и зла.
Та вдова везла не не купцам товар,
Медный крест на Русь та вдова везла.
Роберт Грейвз - читать далее ⪼
В раввинской традиции дерево познания добра и зла, плод которого Змей дал Еве в Книге Бытия, представляет coбoй одновременно несколько деревьев. Это значит, что хотя люди были невинны и святы поначалу, Змей искусил их радостями физических чувств. Ива понедельника и кермесоносный дуб (или падуб) вторника не дают съедобных плодов, но люди могли есть миндаль (орехи) среды, фисташки (или съедобные желуди) четверга и айву (или дикие яблоки) пятницы.

ДРОВА

Дуб, когда он стар и сух,
Хорошо горит.
У сосны приятный дух,
Но она искрит.

У берез кору срезай,
Чтоб огонь разжечь,
А боярышник кидай
Напоследок в печь.

Падуб будет пламенеть,
Словно воск свечной,
Вяз - невидно, тайно тлеть,
Как покров льняной.

Буком хорошо топить -
Зимовать тепло.
Но сырое древо сбыть -
Сделать людям зло.

Полнит яблонь, груш дымок
Ароматом дом;
Пахнет как лесной цветок
Вишня под окном.

Ясень люб мне голубой...
Все бери на вес -
Нынче с каждою зимой
Дорожает лес.

(С английского, А.В.)
Петр Вяземский - читать далее ⪼
ЕЩЕ ТРОЙКА

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет
И хохочет, и визжит.

По дороге голосисто
Раздается яркий звон,
То вдали отбрякнет чисто,
То застонет глухо он.

Словно леший ведьме вторит
И аукается с ней,
Иль русалка тараторит
В роще звучных камышей.

Русской степи, ночи темной
Поэтическая весть!
Много в ней и думы томной,
И раздолья много есть.

Прянул месяц из-за тучи,
Обогнул свое кольцо
И посыпал блеск зыбучий
Прямо путнику в лицо.

Кто сей путник? И отколе,
И далек ли путь ему?
По неволе иль по воле
Мчится он в ночную тьму?

На веселье иль кручину,
К ближним ли под кров родной
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?

Сердце в нем ретиво рвется
В путь обратный или вдаль?
Встречи ль ждет он не дождется
Иль покинутого жаль?

Ждет ли перстень обручальный,
Ждут ли путника пиры
Или факел погребальный
Над могилою сестры?

Как узнать? Уж он далеко!
Месяц в облако нырнул,
И в пустой дали глубоко
Колокольчик уж заснул.
Михаил Зощенко- читать далее ⪼
В летнее время для удобства публики необходимо поставить специальные автоматы, которые за небольшую сумму могли бы выдавать гуляющей публике удостоверения о браке и разводе. <…> Муж поссорился, скажем, со своей супругой: кому нести бутылку пива, — взял и без всяких драм и трагедий развёлся у аппарата.
— «Брачный аппарат „Тустеп“», 1928

• Оно, конечно, борьба с алкоголем — это передовой вопрос. <…>
Оно, конечно, серьёзному алкоголику эта борьба особого беспокойства не доставит. Ну, предположим, в одном месте пивнушку закрыли — можно, скажем, в другую смотаться, ежели у кого ноги есть и в кармане ежели кое-чего гремит.
— «Не забавно», 1928

Чуть что — нам завсегда в нос тычут ихнюю чистоту. И которые товарищи приезжают с германских городов — те все очень ахают.
— Очень, говорят, чисто! Прямо по улицам ходить неприятно. Сору нет, окурков не видать, и лошади вроде как приучены терпеть — не марают улицу. <…>
Немцы безмундштучные папироски курят и сигарки сосут. Откуда у них могут быть окурки?
А восторженные товарищи этого не учитывают. Нахваливают.
Тоже и лошади. У них заместо лошадей всё больше таксомоторы ходят. Тут и пачкать нечем.
— «Рассуждение об иностранцах», 1928
Карл Сэндберг - читать далее ⪼
БЕЛЫЙ ПЕПЕЛ

У этой женщины с бульвара Мичиган живут
попугай, золотая рыбка и две белые мыши.

У нее полон дом девочек в кимоно и три звонка
у парадной двери.

Сегодня она осталась одна с попугаем, золотой
рыбкой и двумя белыми мышами.
Впрочем, вот кое-какие ее мысли:

«Любовь отпускного солдата и моряка
на побывке оставляет груду золы с бараньими
косточками и шафраном.

Любовь рабочего-эмигранта за тысячу миль от жены
оставляет легкий голубоватый дымок.

Любовь мальчишки, чью подругу
выдали за немолодого коммерсанта,
вспыхивает шипящим капризным огоньком.

Но бывает любовь – одна из тысячи – которая
горит чисто и оставляет белый пепел».

И этой мысли она не доверит ни попугаю,
ни золотой рыбке, ни двум белым мышам.

(С английского, А.В.)
Роберт Бернс - читать далее ⪼
В ПОЛЯХ, ПОД СНЕГОМ И ДОЖДЁМ

В полях, под снегом и дождем,
Мой милый друг,
Мой бедный друг,
Тебя укрыл бы я плащом
От зимних вьюг,
От зимних вьюг.

А если мука суждена
Тебе судьбой,
Тебе судьбой,
Готов я скорбь твою до дна
Делить с тобой,
Делить с тобой.

Пускай сойду я в мрачный дол,
Где ночь кругом,
Где тьма кругом,—
Во тьме я солнце бы нашел
С тобой вдвоем,
С тобой вдвоем.

И если б дали мне в удел
Весь шар земной,
Весь шар земной,
С каким бы счастьем я владел
Тобой одной,
Тобой одной.

(Перевод Сам уила Маршака)
Михаил Исаковский - читать далее ⪼

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя — мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, -
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,
Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,
Но не сойтись вовеки нам…»
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам.

Он пил — солдат, слуга народа,
И с болью в сердце говорил:
«Я шел к тебе четыре года,
Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,
Слеза несбывшихся надежд,
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт.

1945 г.
Владимир Маяковский - читать далее ⪼
ЛИЛИЧКА!
(вместо письма)

Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.


РАЗГОВОР НА ОДЕССКОМ РЕЙДЕ ДЕСАНТНЫХ СУДОВ

Перья-облака̀,
закат расканарейте!
Опускайся,
южной ночи гнет!
Пара
пароходов
говорит на рейде:
то один моргнет,
а то
другой моргнет.
Что сигналят?
Напрягаю я
морщины лба.
Красный раз…
угаснет,
и зеленый…
Может быть,
любовная мольба.
Может быть,
ревнует разозленный.
Может, просит:
— «Красная Абхазия»!
Говорит
«Советский Дагестан».
Я устал,
один по морю лазая,
подойди сюда
и рядом стань. —
Но в ответ
коварная
она:
— Как-нибудь
один
живи и грейся.
Я
теперь
по мачты влюблена

в серый «Коминтерн»,
трехтрубный крейсер. —
— Все вы,
бабы,
трясогузки и канальи…
Что ей крейсер,
дылда и пачкун? —
Поскулил
и снова засигналил:
— Кто-нибудь,
пришлите табачку!..
Скучно здесь,
нехорошо
и мокро.
Здесь
от скуки
отсыреет и броня… —
Дремлет мир,
на Черноморский округ
синь-слезищу
морем оброня.
1926 г.
Франческо Петрарка - читать далее ⪼
* * *

Речка, распухшая от слез соленых,
Лесные птахи рассказать могли бы,
Чуткие звери и немые рыбы,
В двух берегах зажатые зеленых;

Дол, полный клятв и шепотов каленых,
Тропинок промуравленных изгибы,
Силой любви затверженные глыбы
И трещины земли на трудных склонах -

Незыблемое зыблется на месте,
И зыблюсь я. Как бы внутри гранита,
Зернится скорбь в гнезде былых веселий,

Где я ищу следов красы и чести,
Исчезнувшей, как сокол после мыта,
Оставив тело в земляной постели.

(Перевод Осипа Мандельштама)

***
Когда, возжаждав отличиться много,
Я ваше имя робко назову —
Хвала божественная наяву
Возносится от первого же слога.

Но некий голос Умеряет строго
Мою решимость, как по волшебству:
Вассалом стать земному божеству —
Не для тебя подобная дорога.

Так будь прославлен, несравненный лик,
Услышь, к тебе с хвалою восхищенной,
Как все кругом, стремлюсь я каждый миг,

Ведь Апполон не менее велик,
Когда его листве вечнозеленой
Хвалу доставит дерзостный язык.

(Перевод Евгения Витковского)
Константин Батюшков - читать далее ⪼
МОЙ ГЕНИЙ
О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.

Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.

Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.

Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль?- приникнет к изголовью
И усладит печальный сон.

*
Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы
При появлении Аврориных лучей,
Но не отдаст тебе багряная денница
Сияния протекших дней,
Не возвратит убежищей прохлады,
Где нежились рои красот,
И никогда твои порфирны колоннады
Со дна не встанут синих вод.
Евгений Евтушенко - читать далее ⪼
А снег повалится, повалится...
и я прочту в его канве,
что моя молодость повадится
опять заглядывать ко мне.

И поведет куда-то за руку,
на чьи-то тени и шаги,
и вовлечет в старинный заговор
огней, деревьев и пурги.

И мне покажется, покажется
по Сретенкам и Моховым,
что молод не был я пока еще,
а только буду молодым.

И ночь завертится, завертится
и, как в воронку, втянет в грех,
и моя молодость завесится
со мною снегом ото всех.

Но, сразу ставшая накрашенной
при беспристрастном свете дня,
цыганкой, мною наигравшейся,
оставит молодость меня.

Начну я жизнь переиначивать,
свою наивность застыжу
и сам себя, как пса бродячего,
на цепь угрюмо посажу.

Но снег повалится, повалится,
закружит все веретеном,
и моя молодость появится
опять цыганкой под окном.

А снег повалится, повалится,
и цепи я перегрызу,
и жизнь, как снежный ком, покатится
к сапожкам чьим-то там, внизу.
Лев Болдов - читать далее ⪼
* * *

Нападками газетными исколот,
Вдали от всех превратностей и бед,
Ещё не стар, хоть далеко не молод,
Курил он, опершись о парапет.

Он всё глядел куда-то сквозь и мимо…
Она, уже давно не так стройна,
Но до сих пор мучительно любима,
Стояла рядом – спутница, жена.

Внизу искрилось ласковое море,
Шептались сосны крымские вокруг…
И он сказал: «Нас ждёт немало горя».
И услыхал: «Но я с тобой, мой друг.

Какая бы ни разыгралась драма,
Друг другу наши вверены сердца».
– Но будет ложь, и кровь, и царство Хама.
– Ну что ж, мы будем вместе – до конца!

Пройдя сомнений тягостные петли,
Покой земной не выслужив себе,
Стояли посреди красот Ай-Петри
Она и он, покорные судьбе.

Вонзались в небо кипарисов свечи,
Чуть слышен был громов далёких лай.
И обнимал любимую за плечи
Последний император Николай.


Бах

Ромашковый привкус разлуки
Горчит на припухших губах,
А в небе рождаются звуки –
Там клавиши пробует Бах.

И рельсовых стыков стаккато
Стократ повторят поезда.
И алою лентой заката
Повязаны мы навсегда.

А там, в облаках, нахлобучив
Напудренный белый парик,
Таинственный гений созвучий
С органом незримым парит.

И нет ни печали, ни страха.
Откинуты пряди со лба.
Под властными пальцами Баха
Свершается наша судьба.

Он смотрит спокойно и мудро,
Раздвинув на миг облака.
И сыплется снежная пудра
На землю с его парика.


Любовь убегает...

«Любовь убегает». Скульптура Родена.
Высокие залы, колонны, полотна...
И дверь, за беглянкой закрытая плотно.
И стук каблучков в подворотне Эдема.

Напрасны все клятвы, мольбы, увещанья.
Любовь убегает – удержишь едва ли!
Небрежный кивок, поцелуй на прощанье.
И – шпилька, забытая на покрывале...

И серой громадой нависшее небо...
Ни водка, ни женщины не помогают.
Как все беспричинно, жестоко, нелепо.
И непоправимо. Любовь убегает.

На узком запястье пульсирует вена...
Опомнись, ведь всё это выдумал сам ты!..
Слезятся софиты. Галдят экскурсанты.
Любовь убегает. Скульптура Родена.


ПОСЛЕДНЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Запущен в небеса, как дротик,
Не сбитый снайпером пока,
Летит бумажный самолетик -
И прошивает облака!

Он снизу - крохотная точка
В потоке турбулентных лет.
И облачная оболочка
Его окутывает след.

Но рвётся яростный разведчик
Упрямо - выше облаков -
К соцветиям небесных свечек,
К мигалкам звёздных маяков!

В бездумной фанатичной тяге -
Запущен детскою рукой -
Тот сложенный листок бумаги -
С моей дымящейся строкой!
Павел Васильев - читать далее ⪼
Снегири взлетают красногруды...
Скоро ль, скоро ль на беду мою
Я увижу волчьи изумруды
В нелюдимом северном краю.

Будем мы печальны, одиноки
И пахучи, словно дикий мёд.
Незаметно все приблизит сроки,
Седина нам кудри обовьёт.

Я скажу тогда тебе, подруга:
«Дни летят, как по ветру листьё,
Хорошо, что мы нашли друг друга,
В прежней жизни потерявши всё...»

1937
Вячеслав Иванов - читать далее ⪼

ИЗ РИМСКОГО ДНЕВНИКА

*
Европа – утра хмурый холод,
И хмурь содвинутых бровей,
И в серой мгле Циклопов молот,
И тень готических церквей.
Россия – рельсовый широкий
По снегу путь, мешки, узлы;
На странничьей тропе далёкой
Вериги или кандалы.
Земля – седые океаны,
И горных белизна костей,
И – как расползшиеся раны
По телу – города людей.

*
Густой, пахучий вешний клей
Московских смольных тополей
Я обоняю в снах разлуки
И слышу ласковые звуки
Давно умолкших окрест слов,
Старинный звон колоколов.
Но на родное пепелище
Любить и плакать не приду:
Могил я милых не найду
На перепаханном кладбище.

*
«У лукоморья дуб зелёный...»
Он над пучиною солёной
Певцом посажен при луке,
Растёт в молве укоренённый,
Укоренённый в языке.
И небылица былью станет,
Коли певец её помянет,
Коль имя ей умел наречь.
Отступит море – дуб не вянет,
Пока жива родная речь.

*
И поэт чему-то учит,
Но не мудростью своей:
Ею он всего скорей
Всех смутит иль всем наскучит.
Жизнь сладка ль на вкус, горька ли,
Сам ты должен распознать,
И свои у всех печали;
Учит он – воспоминать.

*
Себя надменно не кори,
Что большего не совершил;
О том, что мог, не говори,
Коль не нашлось на дело сил.
Кто стан свой знает, сердцем прост
Не тот же ль твой, как ни тянись,
Останется природный рост?
За тенью славы не гонись.
Тень за тобой, не ты за ней;
Порой короче тень, чем ты,
Порой протянется длинней –
Чтоб исказить твои черты.
Будь слуха страж: твоя струна
(Звал душу лирою Платон)
Всегда ль равно напряжена
И верен ли звучанья тон?
Искусство ангельской руки
В целительном наитьи сна
Так нагнетёт твои колки,
Чтобы не лопнула струна.

*
Так, вся на полосе подвижной
Отпечатлелась жизнь моя
Прямой уликой, необлыжной
Мной сыгранного жития.
Но на себя, на лицедея,
Взглянуть разок из темноты,
Вмешаться в действие не смея,
Полюбопытствовал бы ты?
Аль жутко?.. А гляди, в начале
Мытарств и демонских расправ
Нас ожидает в тёмной зале
Загробный кинематограф.


*
Станет шар земной теснее,
Мы содвинемся плотнее,
Распрядём кудель в клубок.
Мы – волчок над бездной тёмной;
Пред вселенною огромной –
Звёздной пыли мы комок.
Вопросит Судья, от века
Смутно жданный, Человека:
«Видишь, как ты мал и сир?»
В гордом помысле не кайся,
От себя не отрекайся,
Смело молви: «Я – Твой мир».
И, чудесною спиралью
Расклубясь, ты даль за далью
Обовьёшь твоим кольцом
И предстанешь взорам Отчим
Уж не известью пред Зодчим,
А Его другим Лицом.
Петр Мамонов - читать далее ⪼
В вечность мы возьмём то, что потрогать нельзя, —
то, что уступили, простили, отдали.

Четыре ступеньки надо пройти — поступок, слово, мысль, чувство. Сначала научимся плохо не поступать, потом — плохо не говорить, потом — плохо не мыслить. И только потом, может быть (а может, и нет), научимся не чувствовать плохо.

Если носите бороду — сбрейте, если нет — отрастите. Меняйтесь.

Не стесняйтесь своих юношеских стихов.

ВРЕМЯ УМИРАТЬ

Опять нас балует погода.
Ночами тихие дожди
спешат спуститься с небосвода,
чтобы наутро не идти.

Опять чуть слышно дышат клёны
между домов в просветах дня,
опять блестит тёмно-зеленым
полузабытая трава.

Туманы снова тени тянут
к последним листьям, но они
сопревшей грудой молча вянут
у ног иззябнувшей скамьи.

И их тяжелый мокрый ворох
хранит сырой земли печать.
Что толку в долгих разговорах,
настало время умирать.

ИЗ НУРДАЛЯ ГРИГА

ВОСКРЕСЕНЬЕ

На палубе ждет нас чудо:
Погоду нам бог послал!
Брызжущим танцем всюду
Ветра и солнца шквал.
Тысячи искр блистают
в складках волны рябой.
Как молния птичья стая,
утра кристалл голубой.

За стирку беремся смело,
штаны чернее смолы,
дерюга спеклась, задубела
от ржавчины, краски, золы.
Поем, анекдоты травим,
на палубе солнце блестит.
До завтра тоску оставим,
Мимо пускай летит.

О, сладкий обман воскресенья,
ты стоишь недели труда!
Кончаем стирать, а веселье
все плещется, как вода.
В машинном веревки украли,
сушиться пора давно.
Болтаются шмотки на талях,
на баке совсем темно.

(С норвежского)
Субхаш Тайрет - читать далее ⪼
В конце 90-х в издательстве "Художественная литература" издали двухтомник индийской поэзии. Это был, по-моему, последний проект Гослита. Потом издательство прекратило свое существование. Тогда подстрочники для нас (в Индии больше 200 языков) делали молодые слависты из числа аспирантов и студентов. Среди них был Субхаш Тайрет, писавший стихи о судьбах русских писателей на ория и на английском. Одно из них:

Баденвейлер, 2 июля 1904

Из Москвы в Ялту,
потом опять в Москву,
или в Питер, на Волгу, в Пермь...

И смерть за тобой неотступно
наглой ищейкой,
пока ум твой занят сценическим вымыслом.

Но она уже вот,
за спиной,
в трех шагах,
и на черном шнурке у плеча
пузырек с притертой пробкой
обтянут кожей,
в нем слюна, слизь и кровь.

Как опытная Шехерезада,
завершая рассказ и начиная другой,
ты удерживаешь ее
за порогом -
или она сама выжидает
как искушенный обманщик.

Когда она все же добилась своего,
ты увидел ее за спиной у Ольги,
за черным диваном.

Ты спросил: "Кто там?"
хотя прекрасно ее узнал.
"Кто? Где?" - удивилась Ольга.

Окно было распахнуто настежь,
и ветер раскачивал цветущие ветви,
и слышалось совсем близко: "тук... тук... тук..."
Антон Чехов - читать далее ⪼
Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.

У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали.

Если против какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

Уходить от людей — это самоубийство.

Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?

Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?
Made on
Tilda